В ТАСС состоялась пресс-конференция в формате телемоста

В ТАСС состоялась пресс-конференция в формате телемоста

15 февраля (среда) в 13:30, в ТАСС, состоялась пресс-конференция в формате телемоста Москва – Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск, посвященная предварительным итогам II Всероссийского музыкального конкурса и старту заключительного цикла «Народные инструменты» и «Дирижирование оркестром народных инструментов».

В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Александр Журавский; генеральный директор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов; виолончелист, лауреат международных конкурсов Александр Князев; профессор РАМ им. Гнесиных Александр Цыганков; лауреат II Всероссийского музыкального конкурса и победитель XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского Дмитрий Маслеев и лауреат I Всероссийского музыкального конкурса и XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского Александр Рамм.

Открыл пресс-конференцию Александр Журавский. Он отметил, что такой формат пресс-конференции, включающий участие регионов, – интересное, интерактивное событие, позволяющее говорить о масштабе Всероссийского музыкального конкурса.

Александр Журавский: «Развивая этот конкурс, важно поднимать престиж самых разных музыкальных специальностей; обращать внимание на педагогов, а также на столичные и региональные учебные заведения, которые готовят молодых талантливых ребят. Этим музыкантам необходима поддержка, и в плане признания, и в плане материального поощрения. Я думаю, что на следующем этапе (мы уже обсуждали это на Оргкомитете конкурса) будет принято решение об увеличении размеров премий. Эти премии – путевка музыканта в большую творческую исполнительскую жизнь».

Победа лауреатов Всероссийского конкурса на XV Международном конкурсе, подчеркнул Журавский, – «лучшее подтверждение тому, что система творческого отбора и поддержки молодых исполнителей в России вновь работает».

Алексей Шалашов говорил об очень важном аспекте Всероссийского музыкального конкурса – предоставлении молодым российским музыкантам «возможности попадания в социальный и музыкантский в лифт, способствующий их продвижению», а также о том, каким значимым стимулом и, одновременно, катализатором музыкального образования является конкурс для всей России. Шалашов подчеркнул необходимость поддержки педагогов, студенты которых занимают призовые мета на этом конкурсе, а также консерваторий и вузов, подготовивших лауреатов.

Александр Князев, рассказал об истории конкурсного движения в нашей стране, о том, какой «жесткой» была селекция в советская время: «Принять участие в Конкурсе Чайковского можно было только пройдя Всероссийский и Всесоюзный конкурсы». Далее музыкант отметил, что современный Всероссийский музыкальный конкурс является «незаменимой составляющей частью музыкального образования молодых музыкантов в России и тех, кто хочет выйти на международный уровень».

К беседе подключились лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Дмитрий Маслеев и Александр Рамм. Музыканты говорили о неоспоримой значимости Всероссийского конкурса в подготовке к Конкурсу Чайковского.

Дмитрий Маслеев: «Участие во Всероссийском конкурсе позволяет провести «работу над ошибками», то, что мне было необходимо... Всероссийский музыкальный конкурс – явление уникальное: каждый год охватывается большой диапазон практически всех музыкальных специальностей».

Александр Рамм с уверенностью сказал, что премия Всероссийского конкурса открыла ему большие возможности для сотрудничества с Московской филармонией: «Меня пригласили в совершенно феноменальный проект «Звезды XXI века», который позволяет при поддержке Минкультуры и филармонии ездить по всей стране. Это неоценимый опыт становления любого музыканта. И ни один исполнитель без сцены этого сделать не сможет».

На связь из Санкт-Петербурга вышли начальник театрально-концертного управления и международных связей Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Андрей Казакови декан вокально-режиссерского факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Юрий Лаптев.

Андрей Казаков: «Интерес к конкурсу во всех регионах колоссальный. Мнение членов жюри конкурса (я сам проехал по всей стране) таково: это мероприятие нужно сделать более информативным для руководства министерств и музыкальных учебных заведений».

Юрий Лаптев говорил о важности конкурса как явления в российской культуре. Конкурс задал хорошую планку; он отлично проработан в плане формата проведения, отбора жюри и организации».

Затем, к пресс-конференции подключился Екатеринбург: ректор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Валерий Шкарупа, директор Свердловской государственной академической филармонии Александр Колотурский и профессор, заведующий кафедрой Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Михаил Уляшкин.

Валерий Шкарупа затронул вопросы подготовки конкурса этого года – его завершающего этапа; коснулся мониторинга состояния дел музыкального образования в нашей стране и высказал пожелание к организаторам: «В региональных отборах иногда участвуют ребята, которые уже давно учатся в столичных учебных заведениях, а иногда даже за границей. Поэтому, предпочтительно, чтобы в региональных отборах участвовали студенты, которые реально живут, работают или учатся в данном регионе».

Александр Колотурский говорил об оркестровых инструментах, о продвижении музыкантов этих специальностей; затронул и тему дальнейшей карьеры лауреатов. Он подчеркнул, что Свердловская филармония работает с победителями и Первого, и Второго Всероссийского музыкального конкурса. Важно, чтобы лауреаты сотрудничали с филармониями по всей стране.

Михаил Уляшкин отметил значение конкурса в регионах, подчеркнув его сложность и масштабность именно для представителей народных специальностей: «У народников Всероссийский музыкальный конкурс – это своего рода Конкурс Чайковского!.. Поэтому мы готовимся к нему очень тщательно. Очень рад тому, что появилась новая номинация – «Ансамбли русских народных инструментов». Есть отличные коллективы в регионах, и я бы увеличил квоту на третьем туре именно для этой специальности».

На связь из Новосибирска вышли министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников, художественный руководитель и главный дирижер Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии Владимир Гусев и ректор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Константин Курленя.

Игорь Решетников: «Для всех регионов Сибирского федерального округа Всероссийский музыкальный конкурс имеет очень большое значение. Хотелось бы видеть у нас в филармониях не только победителей нашего региона. Мы также хотели бы приветствовать наших представителей в Центральном федеральном округе и других городах страны. Очень рад, что проходит такой телемост. И еще, хочется, чтобы идея трансляции выступлений всех туров, когда он будет проводиться у нас в регионе, была осуществлена. И конкурс нашего региона увидели в других областях России».

Владимир Гусев говорил о том, что Всероссийский конкурс набирает обороты, приобретает все большую значимость, а ряды специальностей народных инструментов пополняются новыми замечательными исполнителями. Гусев также поднимал проблему некоторого «спада интереса к народным инструментов».

Константин Курленя затронул тему качества оценки работы вузов, в связи с показателями Всероссийского музыкального конкурса: «Реальное качество и эффективность работы вузов оценивается не показателями количества компьютеров в учебном процессе и не числом профессоров, работающих в этом вузе, а тем, способно или нет данное учебное заведение готовить победителей конкурса такого уровня. Мне бы хотелось, чтобы именно этот критерий в оценке работы вузов был учтен».

Итоги телемоста подводил Александр Цыганков: «Специальности это года – академическое направление в исполнительстве на народных инструментах: «Баян и Аккордеон», «Балалайка», «Домра», «Гитара», «Ансамбли народных инструментов», «Дирижирование оркестром русских народных инструментов». Конкурс организован продумано, солидно. Очень важно, чтобы о победителях этого конкурса узнала широкая аудитория».

Завершая телемост, все участники согласились тем, что Всероссийский музыкальный конкурс – дело важное и нужное. Это одна из возможностей сохранения культурного наследия нашей страны; это большие надежды, связанные с открытием новых имен, новых талантов, которые впервые проявят себя именно на Всероссийском музыкальном конкурсе.