Новости

Гендиректор РОСКОНЦЕРТА Алексей Лебедев рассказал о международных культурных проектах

В творческом багаже известной команды – работа в течение многих лет на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского и Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве

Гендиректор РОСКОНЦЕРТА Алексей Лебедев рассказал о международных культурных проектах

Москва, 5 июня 2018 г. Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ "РОСКОНЦЕРТ" – уникальное продюсерское государственное учреждение, отметившее в 2017-м году 50-летний юбилей.

В творческом багаже известной команды – работа в течение многих лет на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского и Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве; участие в организации и проведении культурных мероприятий всероссийского и международного масштаба, – фестивалей искусств и дней культуры в разных странах, а также зарубежных мероприятий подобного рода в нашей стране.

О том, чем живет "РОСКОНЦЕРТ" сегодня, рассказывает Генеральный директор Алексей Лебедев.

Алексей, вы руководите компанией, на которую возложена одна из самых благородных миссий – осуществление культурного обмена между Россией и всем миром…

– Мероприятий такого рода проводится нами очень много. Осенью прошлого года "РОСКОНЦЕРТ" явился организатором грандиозного события, которое с успехом прошло в Мариинском театре – это выступление Театра масок Кхон по случаю 120-летия установления дипломатических отношений между Россией и Королевством Таиланд. Масштабный фестиваль индийской культуры "НАМАСТЕ, РОССИЯ" состоялся в 10 российских городах! С большим резонансом проходили "Дни культуры Армении в России" на сцене Большого зала Московской консерватории, а также в залах Третьяковской галереи. К нам в Россию приезжали артисты из Филиппин, ЮАР, Японии, Киргизии, Узбекистана, Абхазии и мн.др.



Особенно хочется отметить новый "молодой" проект "Русские сезоны", который осуществляется по поручению нашего Президента. В этом году "Русские сезоны" проходят в Италии, а в прошлом году – старт им был дан в Японии. Буквально несколько дней назад мы участвовали в Церемонии открытия обменных годов России и Японии, которая прошла в Большом театре с участием первых лиц – Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. В своей речи господин Абэ отметил, что год назад он присутствовал на открытии "Русских сезонов" в Токио, и открывались они балетом Большого театра России. Прошёл ровно год и японская культура пришла к нам. Подчеркну, обменный год России и Японии проводится по инициативе японской стороны, и это один из важных результатов проекта.

Сейчас на Петербургском экономическом форуме в рамках международного проекта "Русские сезоны" мы представили очень интересную выставку, посвященную русскому балету и 200-летию Петипа. Проект "Русские сезоны" презентовал своих послов, которыми в этом году стали Николай Цискаридзе, Валерий Фокин и Борис Березовский. После презентации в Михайловском театре вниманию гостей и участников экономического форума был представлен концерт пианиста Бориса Березовского…

Только что на упомянутом вами Петербургском международном экономическом форуме состоялось подписание соглашения о продвижении российских культурных миссий за рубежом между Фондом "РОСКОНГРЕСС" и ФГБУК "РОСКОНЦЕРТ".

– С фондом РОСКОНГРЕСС мы сотрудничаем уже несколько лет, – помогаем готовить культурную программу Восточного экономического форума. Для нас подписание соглашения – это серьезное событие. РОСКОНГРЕСС организует ведущие международные экономические форумы; для нас особо привлекательным станет сотрудничество в сфере подготовки культурных программ Сочинского и Арктического форумов, других международных мероприятий.

Расскажите о сотрудничестве "РОСКОНЦЕРТА" с Санкт-Петербургским международным культурным форумом.

– Мы также подписали соглашение с дирекцией Санкт-Петербургского международного культурного форума. Сотрудничаем мы очень давно, а теперь, я думаю, наше взаимодействие станет еще более разносторонним. Отмечу, что уже в течение ряда лет в рамках обменных культурных мероприятий по линии Министерства культуры коллективы и солисты, выступающие здесь в России, одно из своих выступлений обязательно проводят в рамках Питерского культурного форума. В прошлом году артисты из ЮАР, Индии и Японии представили свое искусство в лучших залах Санкт-Петербурга. В этом году мы ожидаем китайских исполнителей, а также их участие в программе Санкт-Петербургского культурного форума.

Вы имеете в виду "Диалог искусств", который организовывает "РОСКОНЦЕРТ" между представителями российской и китайской культурной элиты?

– Я надеюсь, что такой формат в дальнейшем мы будем организовывать и с другими странами, ведь результаты "Диалога" – действительно впечатляют. Это профессиональная площадка обмена мнениями, на которой обсуждаются самые насущные вопросы современной культурной сферы, будь то менеджмент, гастрольная деятельность или новые веяния в художественном образовании.

Так, два года назад, состоялся "Российско-китайский диалог исполнительских искусств" между руководителями и директорами ведущих российских и китайских театров. Итогом стало вступление пяти российских театров в Китайскую международную ассоциацию "Шелковый путь". Теперь эти театры гастролируют в Китае. В прошлом году "Диалог искусств" проходил в городе Гуанджоу, во время XVIII Заседания российско-китайской Комиссии по гуманитарному сотрудничеству. Диалог был посвящен проблемам художественного образования. В результате возникло соглашение между известным российским вузом ГИТИС и рядом китайских учебных заведений…

Какова роль Министерства культуры РФ в осуществлении деятельности "РОСКОНЦЕРТА"? Есть ли какие-то специальные рекомендации; свободны ли вы в выборе артистов как продюсерская компания.

– Как правило, нас не ограничивают в выборе коллективов и солистов, а также в составлении программ. Министерство культуры дает нам ценные рекомендации, советует; помогает своим административным ресурсом, ведь практически все проекты "РОСКОНЦЕРТА" инициированы межправительственными соглашениями. Выполнение таких заданий должно проходить на самом высоком уровне. В наши обязанности входит обеспечение всех заявленных условий, включая технический райдер и множество других составляющих. Принимая зарубежных артистов, мы стремимся, помимо официальных мероприятий, предусмотреть специальную культурную программу, ведь многие артисты приезжают в нашу страну впервые.

При формировании программ концертов, представляющих нашу страну за рубежом, мы, в первую очередь, обращаемся, к выдающимся коллективам, имеющим федеральный статус. Их выступления подразумевают высокий профессионализм, будь то симфонический оркестр или народный коллектив, хореографический или фольклорный. Стараемся разнообразить концертные программы, чтобы принимающая нас сторона узнала о русской культуре как можно больше, и не только в свете таких известных символов, как русских балет или академическая симфоническая музыка. Мы представляем также кинематографические показы, современные музыкально-театральные постановки и фотовыставки.

"РОСКОНЦЕРТ" также принимает участие в различных мероприятиях государственной важности…

– Это происходит достаточно часто. Только что провели масштабный концерт на Красной площади, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Буквально на днях отправили на саммит Шанхайской организации сотрудничества в Пекине несколько наших коллективов, которые выступают для гостей и участников форума. В прошлом году, в рамках визита нашего Президента в Туркмению мы привозили в Ашхабад один из лучших российских хореографических коллективов – Ансамбль Моисеева.

С участием двух глав государств – России и Бразилии – проходил гала-концерт лауреатов XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов. Таких примеров очень много, не говоря уже об упомянутых "Русских сезонах", Петербургском экономическом форуме, ВЭФ, Петербургском культурном форуме, на которых, по традиции, всегда присутствуют Президент и члены Правительства Российской Федерации.

Помимо фестивалей искусств и Дней культуры "РОСКОНЦЕРТ" проводит два крупнейших всероссийских конкурса – музыкальный и балетный. Есть ли у этих конкурсов перспектива стать главными конкурсами страны, как это было в советское время?

– Традиция проведения этих конкурсов возрождена из хорошей советской практики. Всероссийский музыкальный конкурс является преемником Всесоюзного, который проходил в нашей стране с 1933 года. В этом году Всероссийский музыкальный конкурс особенно важен для нас. Мы открываем его третий цикл; это специальности: "фортепиано", "скрипка", "виолончель", "сольное пение". И те, кто победят на нём, станут первыми участниками XVI Конкурса Чайковского, который пройдёт в 2019 году, т.к. по условиям, лауреаты ВМК без предварительных прослушиваний сразу попадают на I тур Конкурса Чайковского.

I и II туры Всероссийского музыкального конкурса проходят во всех федеральных округах, а члены жюри – авторитетные профессора и педагоги – проезжают в прямом смысле этого слова всю Россию от Санкт-Петербурга до Владивостока. По возвращении в Москву, они приглашают на III тур самых лучших и талантливых ребят. Именно в этом году, благодаря Министерству культуры и Правительству РФ, нам удалось увеличить призовой фонд ВМК. За всю восьмилетнюю историю возрожденного смотра, стало ясно, что и в отдаленных регионах есть очень одаренные молодые исполнители, которые после участия в ВМК становятся лауреатами престижных и уважаемых международных конкурсов.

Всероссийский балетный конкурс, по сути, – это тоже старт и подготовка наших молодых участников к Международному балетному конкурсу, одному из самых старейших в мире. Лауреатами прошлого конкурса стали артисты из России и 14 стран мира. В этом году на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов – одна из любопытнейших, на мой взгляд, специальностей – "хореографы". Мы с нетерпением ожидаем креативных молодых участников – хореографов-постановщиков, ведь, они, по сути, – это будущее мирового балетного искусства…

XVI Конкурс Чайковского уже не за горами. Как осуществляется подготовка к нему?

– Мы провели первый Оргкомитет, дали официальный старт подготовки к самому важному культурному событию 2019 года. Конкурс пройдёт в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге, на лучших концертных площадках. Для нас, наверное, самым волнующим будет работа с новой номинацией – "духовые инструменты". Считаю, это нововведение абсолютно правильным и своевременным, подтверждающим мысль о том, что конкурс развивается, не стоит на месте. И это сейчас Международный музыкальный конкурс номер один!..



http://tass.ru/novosti-partnerov/5264059