29 апреля – Международный день танца

29 апреля – Международный день танца

29 апреля – Международный день танца. Он отмечается по решению ЮНЕСКО с 1982 года. А совсем скоро в Москву со всех концов земли слетятся танцовщики и танцовщицы со всего мира, чтобы принять участие в одном из самых авторитетных балетных состязаний мира – XIIIМеждународном конкурсе артистов балета и хореографов, который откроется в Большом театре 11 июня. О предстоящем событии рассказывает главный редактор журнала «Балет» Валерия Иосифовна Уральская:

Валерия Иосифовна, на ваших глазах рождался наш знаменитый Московский балетный конкурс. Расскажите, что самое яркое вам запомнилось в 1969 году.
– Я помню Первый конкурс, скорее как зритель. Попасть на него было довольно сложно. Большой театр, совершенно уникальное жюри, состоящее, скажем так, из самых лучших «первачей» мирового балета. Возглавляла жюри Галина Уланова… Вмаленьком пресс-центре мы выстраивались в длинную очередь, чтобы получить входной билет…

Какие эмоции были самыми сильными, какие моменты?
– Первые конкурсы запомнились, прежде всего, большой заинтересованностью публики, живой активной конкурсной жизнью, диалогами со зрителем, дискуссиями в профессиональной среде.
На одной из встреч с членами жюри обсуждался вопрос о сохранении классического наследия, чистоты текста классического танца. Эта тема и по сей день остается одной из самых острых. Помню,Алисия Алонсо сказала так: «Что тут обсуждать, классика – это я!.. Моему возмущению тогда не было предела!.. Но прошло время, и я поняла глубокий смысл того, что произнесла великая кубинская балерина и хореограф. Есть такие личности в балетном искусстве, кто действительно имеет право что-то изменять, корректировать, добавлять и передавать в традицию. И это единицы!

http://www.lgz.ru/article/-17-18-6596-3-05-2017/pridut-tantsevalnye-bogi/

Кто из артистов оставил неизгладимый след в душе?
– Конечно, сильнейшее впечатление произвел тогда Вестрис в исполнении Михаила Барышникова. Номер «Мир и война» (хореография Н.Касаткиной и В.Василева) – в исполнении Н. Сорокиной и Ю. Владимирова вызвал многие споры. Еще помнится, как на третьем решающем туре, публика буквально «захлопала» решение жюри, – не присуждать премию яркой индивидуальности, завоевавшей впоследствии мировую известность балерине Еве Евдокимовой. На конкурсе в 1969 году она получила всего лишь диплом.

Анне Павловой принадлежит высказывание «Терпение – это искусство надеяться. Способный терпеть, способен добиваться всего, чего он хочет»…
– Если говорить о терпении, в судьбе артиста очень многое зависит от того с кем его свела судьба. Нужно иметь терпение, даже когда тобой специально не занимаются; продолжать расти в трудах, ожидая ситуацию, когда станешь востребованным. Есть еще один фактор – «попасть в свое время» и в «свою ситуацию».
Например, ведущими танцовщиками балетного театра долгие годы были высокие партнеры, которые не столько танцевали, сколько были прекрасными партнерами. С появлением Юрия Николаевича Григоровича, ведущими танцовщиками становятся Владимир Васильев, Михаил Лавровский. Они не только блестяще танцевали, но и великолепно воплощали созданные им образы, владели безупречной танцевальной лексикой и очень мужественно выглядели. Не будь Григоровича, возможно, мы не увидели бы Васильева во всей красе!

А как Юрий Николаевич работает на конкурсе?
– Его огромный опыт и авторитет, уважение в среде профессионалов, – помогают ему в этом непростом деле. Кроме этого, он очень тонкий и умный человек. Один раз мне пришлось наблюдать позитивное решение вопроса, где были полностью учтены мнения разных членов жюри (ведь оценка всегда субъективна!). Это случай меня просто поразил. Влияние Юрия Николаевича в таких вопросах велико. Может быть, это и позволяет сохранить нашему конкурсу верность академическим традициям и школе.

Валерия Иосифовна, вы столько лет своей жизни посвятили балету. Как возникает любовь к нему?
– Здесь нужно разделить, – есть любовь тех, кто занимается балетом профессионально с детства, а есть любители: они сохраняют эту любовь, занимаясь совершенно другой профессией. Встречаются и балетоманы (я, кстати, к этому понятию отношусь положительно), которые всю жизнь поклоняются этому искусству, театру вообще, некоторым отдельным исполнителям или хореографам. Эти люди, действительно знают балет.
Любовь, как это чаще всего бывает, имеет несколько стадий. Поскольку искусство это тяжелое и сложное, в балете судьбы складываются очень непростые, тем не менее, это уже профессия! И чем больше человек ею увлечен, тем больше эта любовь и его достижения…


Пресс-служба РОСКОНЦЕРТА